Роль Слова в фотографии

Какую роль играет Слово в фотографии? Должен ли снимок говорить сам за себя, как утверждают многие фотографы, или комментарий автора к нему играет важную роль в правильном восприятии замысла работы?

Аргументы тех, кто считает, что настоящая фотография может и должна быть безымянной, таковы: комментарий к снимку лишает зрителя свободы восприятия, сразу ограничивая его в осмыслении увиденного. Получается что-то вроде полуфабриката, над которым не надо думать самостоятельно – все преподнесено почти в готовом виде.

Для объективности стоит рассмотреть, что думают по этому поводу сторонники названий и аннотаций к фотоработам, описывающим обстоятельства съемки, замысел фотографа или его рассуждения на тему снимка.

Итак, фотограф – это не бездушная машина для фиксации изображения. Делая снимок, он осознанно вкладывает в это какой-то смысл, объясняющий почему именно это место, в это время, эта сцена, и этот сюжет были им увековечены в фотографии. У него рождаются какие-то ассоциации, эмоции, воспоминания, другими словами – авторское видение своего произведения. Изложив видение своей работы в описании к ней, автор не только открывает свой творческий замысел зрителю, но и начинает с ним диалог.

Описание и фотография становятся единым, неделимым целым. Что будет, если, к примеру, из фотографий Андре Кертеша — классика фотографического сюрреализма, убрать аннотации, которыми они снабжены? Фотографии умолкнут, поблекнут, потеряют что-то важное, потеряют ту частичку индивидуальности своего восприятия, которой наделил их Автор.

Разумеется, каким бы не было гениальным название фотографии или описание к ней, если сама фотография плоха, ей это не поможет. Но если фотограф не может придумать для снимка даже названия, значит, у него у самого нет никакого представления, что именно и для чего он снял.

Описания к фотографии, словно голос автора, представляющего свою работу, вносят в нее особое настроение, его радость, печаль, иронию или сарказм. Они являются еще одной гранью сделанной работы, и потом смотреть на ту же фотографию без комментария автора – то же самое, что смотреть фильм без звука.

Разумеется, в конечном итоге только сам автор решает, нужен к его работе какой-либо комментарий, или нет. Однако не стоит забывать, что во многих случаях оставить свой снимок безымянным означает упустить возможность обогатить, добавить ему цельности, и сделать на самом деле неповторимым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.