Шаблон как имитация высокого искусства


Любая область, где человек реализует себя, как творческая личность в течение определенного времени обязательно обрастает шаблонами. Эти шаблоны впоследствии с завидным упорством копируются теми, кто не готов взять на себя смелость создать что-то свое. Этот принцип касается музыкантов, художников и…разумеется, фотографов.

Шаблон – это фотография, которая может копировать одни и те же позы, ракурс съемки, сцену, выражение лица и иные другие особенности. У него есть одна особенность – он легко узнаваем, так как нечто подобное вы видели уже сотни раз. Прародителем шаблона может быть фотография известного или неизвестного автора, которая «вышла в тираж», стала известной и обсуждаемой. Сам факт копирования сводит на нет художественную ценность копий этого шаблона: однако их авторы зачастую пребывают в уверенности, что такого рода работы имеют самостоятельную ценность.

Шаблону присуща карикатурность, выпячивание той особенности, черты, которая привлекла внимание зрителей к оригиналу, исходнику шаблона. В подавляющем большинстве случаев эта карикатурность достигается с помощью фоторедакторов.

Шаблоны бывают разные. Это может быть девушка богемного вида, томно потягивающаяся, с обязательно полуоткрытым ртом, или рассредоточенный взгляд модели, смотрящей в никуда. Одним из наиболее популярных шаблонов являются морщинистые лица, причем каждый автор подобных фотографий старается перещеголять коллег и найти такой типаж, у которого на лице не просто глубокие морщины, а настоящий рельеф пересеченной местности.

Другим примером могут послужить снимки, где автор считает «ядреность», перенасыщенность цвета тем качеством, которое красит любую фотографию. При этом на тот факт, что композиция, и выбор ракурса оставляет желать лучшего, автор может вообще не обращать внимания.

Разумеется, для усиления эффекта используются компьютерные программы такого рода, как Photoshop. Снимок приносится в жертву шаблону, – каким бы ни была фотография, хорошей или плохой, Photoshop ради Photoshop неизменно превращает ее в карикатуру. Эта программа воспринимается многими не как способ расставить акценты, а как основной рабочий инструмент, не менее, а может быть и более важный, чем фотокамера.

Те, кто уверен, что из любых, даже откровенно неудачных фотографий можно сделать нечто шедевральное, забывают об одном простом принципе. Фотография, по крайней мере, на ее нынешнем техническом уровне развития — это необратимое явление. Если снимок не удался, любые попытки «накрутить» его в графическом редакторе не придадут ему того, чего он был лишен изначально.

Шаблон может быть талантливо преподнесенным, а может представлять собой безвкусную попытку «сделать красиво». Шаблоны были, есть и будут всегда. По сути, в самом этом явлении нет ничего негативного: они лишь отражают стремление большинства прикоснуться, быть сопричастным к высокому искусству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.