Вытеснение дагерротипии — появление негативов

Исторически значимым событием в мировом фотографическом процессе стало изобретение мокроколлодионного метода, зачастую, большинство людей его называют — мокроколлоидным. Исследователи в области эволюции фотографического процесса пришли к единодушному мнению, что именно появление мокроколлодионного метода способствовало повсеместному и массовому распространению фотографии. Для осознания гениальности сделанного открытия следует учесть, что лидирующие, на тот момент истории, дагерротипия и калотипия применялись с использованием соединений серебра, а это в свою очередь сказывалось на дороговизне отпечатков, необходимо также напомнить и о длительности экспонирования.

Март 1851 года ознаменовался тем, что британец Фредерик Скотт Арчер в Парижской академии наук и Королевском научном обществе Великобритании поведал о разработке им мокроколлодионного метода фотопечати, а немного позже доклад был опубликован в журнале «Химик». Принцип нового метода состоял в получении негативного изображения на фотопластинках, покрытых коллодионной эмульсией. Для их изготовления изначально на поверхность стеклянной пластинки наносился раствор йодистого калия в коллодии, затем она подвергалась обработке раствором азотнокислого серебра, благодаря химической реакции происходило образование йодистого серебра, равномерно распределенного в коллодии — коллодионная эмульсия. Проявление негатива проводилось только во влажной среде, всвязи с чем экспозиция и обработка производилась непосредственно после нанесения эмульсии на коллодионную фотопластинку избегая ее высыхания. Проявка экспонированной фотопластинки выполнялась железным проявителем, фиксаж — цианистым калием.

Фредерик Арчер совмещал ваяние с фотографией, являясь и скульптором, и фотографом одновременно применял в своей работе калотипию с целью получения эскизов натурщиц. Как правило, экспонирование проводилось в течение десяти минут, что не совсем устраивало фотографа-скульптора и ему требовались фотопластинки более высокой светочувствительности. Работая над совершенствованием фотографического процесса он разрабатывает коллодионную методику, формула коллодия к тому времени уже лежала на «поверхности» и была известна многим на протяжении нескольких лет. Негатив, получаемый коллодионным методом, обладал способностью передачи мельчайших деталей и слабо выраженных полутонов. Имел высокую светочувствительность по сравнению с калотипами и дагерротипами.

Благодаря разработанной технологии время экспозиции сократилось и составляло теперь всего несколько секунд, что повлекло за собой эксперименты по фотографированию динамичных объектов и попытки создавать реалистичные, естественные образы. Не будучи по природе своей меркантильным, Арчер не подал заявку на регистрацию открытия и получения патента на изобретение, которое своей низкой стоимостью наделило фотографическое дело привлекательностью сделало его популярным в массах. Но такая беспечность, в последствии, привела Арчера к разорению и остаток своих дней, гений прожил в нищете. Господство мокроколлодионного фотографического процесса длилось на протяжении тридцати лет.

Самым ярким из всех известных примеров мокроколлодионного фотопроцесса, будет, пожалуй, так называемая Крымская кампания Роджера Фэнтона — по праву считающегося основателем и первым почетным секретарем английского Королевского фотографического общества. Которого в марте 1854 года, после объявления Англией и Францией войны России, отправили в Крым в составе специального воинского фотографического подразделения, сформированного по приказу правительства Великобритании. Фотолабораторию оборудовали в специальном фургоне, в котором Фэнтон с двумя ассистентами, передвигаясь по фронтовым крымским дорогам, в течение трех месяцев сделал свыше трехсот пятидесяти фотографий мокроколлоидным способом. Его работы запечатлели моменты боевых сражений, портреты генералов и простых солдат, в строю и раненных, Короче говоря крымская коллекция Фэнтона вошла в историю фотографического процесса, как первые фотографии документального жанра.
Но это уже совсем другая история…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.