«Я, Сергей Лобовиков, родом из Вятки — фотограф мужицкий!»

Термин «пикториальная» фотография произошел от от английского слова pictorial, что в переводе означает — «живописная» и является по сути своей разновидностью художественной фотографии времен импрессионизма и модерна. Мастера пикториалисты игрой света и тени, вкупе с уникальными методами фотопечати совершали метаморфозы, в результате чего обыкновенные фотоснимки становились больше похожи на рисунок или гравюру. Примечателен тот факт, что фотохудожники, преимущественно, приукрашали действительную реальность, но к реализму — пикториализм не имеет никакого отношения и смешивать эти понятия нельзя.

На общем фоне фотографических художников начала двадцатого века ярко выделялся выдающийся русский мастер Сергей Лобовиков, который никогда не продавал и почти никому, за редким исключением, не дарил своих жанровых снимков крестьянского быта, полагая, что его творческое наследие в жанре пикториализма должно храниться на родине — в Вятке. Будучи обладателем многочисленных наград за участие в международных выставках, он был членом-корреспондентом Общества развития фотографии в Дрездене и в 1910 году, Сергей Лобовиков удостоился звания почетного члена Лондонского фотографического салона.
В те далекие времена, как в Европе, так и в Америке выставки пикториальных фотографий, изготовленных способом «благородной печати», пользовались огромной, постоянно увеличивающейся популярностью. И это не удивительно, потому, как подобные работы походили больше на картины маститых художников-сюрреалистов.

На русский пикториализм, как на явление, довольно продолжительное время никто не обращал особого внимания. Не удостаивались признания и фотографы, создающие настоящие произведения фотографического искусства в романтическом и мистическом стиле, в которых воспевалась высокая духовность русской души.
Никому из именитых к тому времени российских фотохудожников и в голову не приходило, что простой русский человек, из, далекой от центра России, Вятки — Сергей Александрович Лобовиков, сможет cоставить настоящую, непревзойденную конкуренцию хваленным западным мастерам.

“Я фотограф мужицкий!” — именно таким эпитетом обозначал себя Сергей Александрович. И отражая повседневную жизнь русского крестьянства в своих сериях фотографических работ не единожды добивался сокрушительных побед, принимая участие в международных выставках проходивших: в Москве и Санкт-Петербурге, Ницце и Киеве, Будапеште, Дрездене и Гамбурге. Настоящие романтики фотографического процесса трудились над созданием выразительных портретов, в числе которых были представители различных социальных слоев многогранного российского общества конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, не пренебрегали мастера и характерными русскими пейзажами, и изображением обнаженных тел. Ню русских фотохудожников, благодаря удивительным композициям с использованием эффектов света и тени снискали у зрителей непревзойденный успех.

Но в 1935 году, пикториальная фотография подверглась гонениям со стороны идеологов коммунистической морали. Этот жанр обвинили в пропаганде буржуазного образа жизни, в результате чего, на художественную пиктореальную фотографию в СССР наложили вето на публикации и выставочные экспозиции и она надолго была вычеркнута из поля зрения поклонников. От былой славы сохранилась лишь малая толика в виде негативов и авторских отпечатков пионеров отечественной пиктореалистики, да и то, преимущественно в частных коллекциях и запасниках провинциальных музеев.

Желание мастера сбылось, и Сергей Лобовиков оставил родной Вятке, бесценное наследство в качестве авторской коллекции, уникальной фотографической деятельности, отказавшись от продажи дарения своих работ еще на заре своего победного шествия по миру, перед отъездом в Ленинград, где он работал, начиная с 1934 года в фото-кинолаборатории при Академии наук СССР, выполняя макро- и микро- фотосъемки по заказам Ботанического института и иных научных-исследовательских институтов АН СССР, по ноябрь 1941 — жизнь выдающегося мастера оборвалась в военное лихолетье.

Комментарии запрещены.