За пять лет до гибели: Империя в цвете


В архиве того наследия, который оставил нам двадцатый век, существуют редчайшие фотографии, которые были сделаны почти сто лет назад. Их уникальность заключается в том, что они сделаны в цвете, хотя цветная фотография станет распространенной и привычной для общественности лишь полвека спустя.

Эти фотографии выявили интересный феномен восприятия: оказывается, отсутствие цветов на фотографиях является для нашего восприятия непременным атрибутом их давности. То есть цветную фотографию мы не воспринимаем, как старую, хотя изображение на ней и подтверждает это в полной мере. Ведь то, на что способны сейчас самые дешевые фотоаппараты, для фотокамер начала двадцатого века являлось недостижимой планкой.

Даже черно-белой фотопленки в знакомом нам, миниатюрном виде тогда еще не существовало – фотосъемка производилась на специальные фотопластины, а фотоаппараты были размером с профессиональную кинокамеру.

Именно при помощи такого фотоаппарата были сделаны снимки, которые вы видите. Их автором является С.М. Прокудин-Горский в период с 1909 по 1912 год. Сама фотопленка не была цветной, фотограф использовал специальную фототехнику. Купить фотоаппарат, о котором идет речь было невозможно – такая техника существовала лишь в нескольких экземплярах и была разработана по приказу и Николая Второго — последнего русского царя.

Добиться таких впечатляющих результатов разработчикам нового фотоаппарата, дешевым который при всем желании нельзя было назвать, удалось благодаря технологии цветных линз. При фотосъемке последовательно использовались голубые, красные и зеленые линзы. Потом полученные снимки объединялись в одно целое, что позволяло получить фотографии, на которых цвета были максимально приближены к естественным. Сейчас при взгляде на эти фотографии трудно поверить, что с того момента, как они сделаны, прошло уже более ста лет, и даже одежда изображенных на них людей давно стала музейной редкостью.

Этот эффект «современности» фотографий, которые были сделаны еще до начала Первой Мировой войны в немалой степени усиливает удивительно высокое качество снимков. Возникает такое ощущение, что они сделаны цифровой фотокамерой, купить которую можно в любом современном магазине фототехники.

Остается лишь удивляться мастерству тогдашних конструкторов фототехники. Если бы Российскую Империю спустя пять лет не захлестнула бы красная волна насилия, и все имперское наследие было бы не уничтожено, а бережно передано, то нынешняя история развития фототехники выглядела бы совсем иначе. Кто знает, может быть на 9 из 10 фотоаппаратов вместо привычной надписи «Made in China» была бы другая — «Сделано в России».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.