Жанр Tall Tale Postcards: за сто лет до появления Photoshop

На фотографии перед вами не радиоактивная ферма и не секретная съемка неизвестного науке вида моркови. Все гораздо проще – это фотооткрытка начала прошлого века, снятая американскими фотографами в жанре Tall Tale Postcards – или открыток небылиц.

Как мы можем видеть, желание приукрасить, модифицировать реальность появилось практически одновременно с открытием фотографии. Однако если современный Photoshop и аналогичные ему программы фотографы и художники используют в качестве инструмента для творчества, то их коллеги из далекого прошлого были более прагматичны.

Подобные фототкрытки – прообраз современной компьютерной графики, выпускались с определенной целью. Они изображали невиданные, сказочные природные богатства какого-либо региона – о том, что рыба, выловленная из тамошних озер, может поместиться только на железнодорожную платформу, картошка вырастает такая огромная, что ее можно поднять только вдвоем, а початок кукурузы с поля можно увезти только на телеге, запряженной двумя лошадьми. Целью подобной пропаганды была стимуляция притока населения – нужно было заселять необжитые территории.

Разумеется, этот красочный миф имел лишь самое отдаленное отношение к реальности, однако свою задачу он выполнял – неискушенный зритель, взбудораженный картинами такой невероятной щедрости природы, задумывался о переезде в тот благословенный край, о котором шла речь.

Тут нужно учесть один фактор, который делал эти невероятные истории в фотографиях реально работающим пропагандистским инструментом: на тот момент большая часть населения США были фермерами и соответственно, мыслили категориями земледельцев. По этой причине стручки гороха размером с весло или морковь выше человеческого роста не могли не произвести на них впечатление.

Хотя такие фотографии и были, мягко говоря, не совсем соответствующими истине, на фоне современной рекламы, заискивающей и лживой, они выглядят намного более правдивыми. Кроме этого, справедливости ради нужно сказать, что фотохудожники того времени, создающие эти фотооткрытки, не лепили их «из того, что было», а подходили к делу со всей серьезностью. Для создания подобного снимка создавалась художественная композиция, проводилась «полевая» работа: делались снимки по имеющемуся сюжету. После того, как основной, исходный материал был готов, в него путем фотомонтажа добавлялись «спецэффекты».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.